В Неделю о блудном сыне

12 февраля 2023 года, в Неделю о блудном сыне, протоиерей Михаил Жемчугов совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого. В этот же день Русская Православная Церковь молитвенно празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

На Литургии был прочитан отрывок из 1-го Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор.6:12-20), в котором, в частности, говорится, что тело человеческое не для блуда, но для Господа. Апостол напоминает, что тела наши суть члены Христовы. Совокупляющийся с блудницею становится с нею «одним телом». «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Апостол предостерегает: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»

 

Также во время богослужения был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.15:11-32). Это притча о блудном сыне, по которой и названа подготовительная Неделя к Великому посту, и вся следующая седмица. Господь Иисус Христос рассказывает притчу об отце, у которого было два сына. Младший еще при живом отце потребовал причитающуюся ему часть наследия и, уйдя из дома, расточил ее, живя блудно. Когда же в чужой стране, куда он ушел, начался голод, сын опомнился и решил возвратиться в отчий дом, принеся отцу покаяние, и попроситься в наемники, так как, осознав свой грех, уже не считал себя достойным именоваться сыном. Но отец встретил его с радостью и принял как сына, объяснив это так: этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. По случаю возвращения сына он устроил пир. Старший сын, когда узнал об этом, возревновал о том, что издержавшего свою часть имения брата встретил отец с радостью, а он, верный сын, не получает от отца достаточного воздаяния. На этот упрек отец отвечает ему: ты всегда со мной, и все мое твое, а нам подобает радоваться о том, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

В Синаксаре Постной Триоди так объясняется то, почему божественные отцы поставили возвращение блудного сына в Триоди на втором месте (после недели о мытаре и фарисее).

Поскольку некоторые знают за собой множество беззаконий, от юности жив блудно, проводя время праздно, в пьянстве и нечистоте, и таким образом впав во глубину зол, приходят в отчаяние, которое есть порождение гордости. Поэтому они никак не хотят перейти к исправлению, выставляя в оправдание пленение злом, из-за чего впадают в еще большее зло.

Святые отцы, проявляя к таковым людям отеческое человеколюбие и желая избавить их от отчаяния, предлагают настоящую притчу, выдергивая с корнем эту страсть и восставляя их к приобретению добродетели, открывая много согрешившим, блудным преблагое Божие милосердие, показывая через эту притчу Христову, что нет таких грехов, которые могут превзойти Его человеколюбие.

В своей проповеди батюшка напомнил, что евангельские притчи всегда нужно проецировать на себя и проверять, не склоняется ли душа на сторону «умных свиней». Поэтому мы и молимся: «Даждь ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих, и воззвание в пленениих помышлений моих». Потому что смиренному Господь дает благодать. А, попав в плен духов злобы, мы должны скорее приходить в себя и возвращаться к Богу.

В заключение протоиерей Михаил поздравил всех с праздником, а причастников – с принятием Святых Христовых Таин, пожелал доброго здравия и благополучия.