Во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу

18 февраля 2023 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу протоиерей Михаил Жемчугов совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоустого и Великую панихиду.

На Литургии в этот день был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.21:8-9, 25-27, 33-36), в котором Господь наш Иисус Христос говорит ученикам Своим о близости последних времен. Он описывает их признаки и предостерегает учеников как от увлечения лжепророчествами, так и от беспечности, отягчения объедением и пьянством, забот житейских. Второе Пришествие случится внезапно, нужно бодрствовать и молиться.

Во втором прочитанном отрывке – из Евангелия от Иоанна (Ин. 5: 24-30) – Господь говорит о разной посмертной участи творивших добро в жизни сей и делавших зло. Одни после смерти пойдут в «воскресение жизни», другие – в «воскресение осуждения».

Как сообщает Синаксарь Постной триоди в субботу мясопустную, божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по следующей причине:

«Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших).

Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.

С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала (от Адама), а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста.

В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, – молиться соборно, поминая всех православных.

Божественные отцы, зная, какое великое облегчение и пользу приносит усопшим поминовение, то есть милостыня и молитвы, поучают Церковь совершать его и за некоторых особо, и за всех вместе, что приняли от святых апостолов, как говорилось выше».

По завершению богослужения батюшка обратился к собравшимся со словом проповеди.