Во вторник Светлой Седмицы

18 апреля 2023 года, во вторник Светлой седмицы, протоиерей Михаил Жемчугов совершил Литургию святителя Иоанна Златоустого. После Литургии состоялся Пасхальный Крестный ход.

Богослужения Светлой седмицы отличаются особенным радостным и торжественным настроем. Сама седмица – сплошная, без постных дней. Во все дни Светлой седмицы в храмах совершается Литургия святителя Иоанна Златоустого, с открытыми Царскими Вратами. После Литургии совершается Крестный ход. С иконой, хоругвями, освященными хлебами и кроплением святой водой духовенство и верующие обходят по периметру храм; во время остановок читается Евангелие.

На Литургии во вторник Светлой седмицы был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 2:14-21), в котором приводятся слова святого апостола Петра к мужам иудейским после того, как на апостолов сошел Святой Дух, и они стали говорить разными языками. Апостол удостоверяет всех, что сошествие Святого Духа – это исполнение древних пророчеств.

За Литургией также было прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 24:12-35), в котором рассказывается о двух учениках Иисуса (по преданию, это были сам евангелист Лука и Клеопа), шедших из Иерусалима в селение Эммаус и беседовавших о взятии, распятии, страданиях и смерти Спасителя. Иисус присоединяется к ним и, не будучи узнан, беседует с ними и разъясняет им суть произошедших событий. После этого Иисус хотел оставить их, но Лука и Клеопа удержали Его, потому что день склонялся к вечеру. Во время трапезы Иисус благословляет хлеб, преломляет и подает сотрапезникам, после чего «открылись у них глаза» и они узнали в своем спутнике Иисуса Христа. Но Он стал тут же невидим для них. Они спешно возвращаются в Иерусалим, где находят одиннадцать апостолов вместе, которые возвещают им, что Господь воистину воскрес и явился Симону.

Во вторник Светлой седмицы совершается переходящее молитвенное празднование Иверской иконе Божией Матери.

Находящаяся на Афоне Иверская икона прославилась множеством чудес. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, и Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении Афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославена от Господа многими чудесами.

Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ г. Никеи. При императоре Феофиле (829-842 гг.) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, видя несколько дней в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где и находится по сей день. Поэтому святая икона называется Портаиссою, Вратарницею.

Иверская икона Божией Матери – одна из святынь Свято-Симеоновского кафедрального собора. Ее список, находящийся в соборе, сделан в иконописной мастерской на Святой Горе Афон.