Экскурсия воспитанников воскресной школы Мокшанского храма Богоявления «Памяти Первопоселенцев»

19 августа 2018 года, в Праздник Преображения Господня,  по благословению протоиерея Михаила (Жемчугова), настоятеля Богоявленского храма р.п. Мокшан, воспитанники воскресной школы и их родители, в с сопровождении педагогов, совершили пешую прогулку по исторической части Мокшана, связанной с памятью наших предков Первопоселенцев.

Экскурсия состоялась после общей молитвы в воскресном классе Богоявленского храма, общих занятий и беседы о Празднике Преображения Господня. Учитель Каменская О. Ю. рассказала ребятам о том, что традиция называть этот великий праздник Яблочным Спасом, была установлена нашими предками. К этому времени в садах поспевали плоды, которые люди, благодаря Бога, приносили в храм для освящения. Так было на Руси. Так было и в Мокшане, который в к.17 века был городом-крепостью, основанном на окраинах государства Российского, для защиты от нападений Cтепняков. «Ныне уже 301 год прошел с тех пор, как он, в числе Пензы и других населенных пунктов нашего края, в августе 1717 года был подвергнут страшному Кубанскому погрому. Но крепость, несмотря на сильные разрушения, выстояла», — сказала учитель. Узнали  ребята и об особом заступничестве Пензы и всей Пензенской земли иконой Казанской Божьей Матери.

В сопровождении педагогов Калитуриной Т.Е. и Каменской О.Ю. слушатели совершили пешую прогулку по исторической части Мокшана, которая началась у Памятного знака с мемориальной табличкой и надписью: «Город-крепость Мокшан основан в 1679 году».

Ребята прошли по периметру-границе города- крепости.

Постояли у памятных мемориальных досок на месте наугольных башен Крепости Мокшан. Установлены они краеведами агротехнологического колледжа под руководством руководителя НИКО «Купина» О. Ю. Каменской в прошлом году – к 300-летию отражения Кубанского погрома. В ходе оживленной беседы ребята вспоминали о своем участии в этом знаковом событии. В ходе мероприятия «Памяти Первопоселенцев» они рассказали зрителям о заступничестве нашего города-крепости мокшанской монастырской иконой Казанской Божьей Матери. И под руководством Калитуриной Т.Е. исполнили трогательное песнопение «Богородице..», растрогавшее зрителей до слез.

Затем было сделано памятное фото на гребне крепостной стены, откуда виден обзор бывшего Дикого поля – степи, откуда кочевники осуществляли свои безжалостные набеги на Русь.

С большим интересом присутствующие осмотрели пожарную Каланчу, возведенную нашими предками на фундаменте бывшей проезжей Саранской сторожевой башни.

Дети и родители выразили благодарность организаторам мероприятия  за такую познавательную экскурсию.

 

Из истории:

Мокшан основан как фланговый опорный пункт полковых казаков пензенской оборонительной черты в связи с сооружением земляного вала между Пензой и верховьями реки Мокши. Впервые упоминается 29 июля 1680 года в сообщении пензенского воеводы Федора Сонцова в Москву о том, что один беглец из татарского плена донес воеводе: «Крымские татаровя и калмыки и черкесы тысячи с три и большим, проводя полон, хотят вновь проходить под город Пензу, к Мокшанскому под полк и под Нижний Ломов». Постройкой города-крепости Мокшана полк саранского воеводы Павла Языкова заканчивал сооружение пензенской черты, начатой в 1676 году. В целом в Мокшане было 920 человек пешего строя, 479 стрельцов, казаков, пушкарей и  воротников, у них детей и прочего люда — 441 человек».
Как видно, Мокшан начала XVIII века жил оборонным делом. Не раз Мокшацам приходилось отражать набеги степняков, один из которых (в 1717 году) был особенно сильным и за лютость врагов получил название «Кубанский погром». По свидетельству современников, «…от внезапного от кубанских татар нападения» уездным людям Пензенской провинции учинилось «немалое разорение, многие в полон побраны и до смерти побиты и деревни выжжены». В этой заключительной акции эпохи кровавого разбоя участвовало до 40 тысяч врагов, ими было угнано в плен 3 тысячи   человек. В результате жестоких боев 1717 годах мокшанская крепость была сильно разрушена, а многие слободы сожжены».